Дорога длиною в жизнь

Дорога длиною в жизнь

10 мая 1945 года для Клавдии Алексеевны Кулыгиной стал самым запоминающимся Днем её рождения. Накануне пришла новость о Победе над фашистской Германией. И пусть для четырнадцатилетней Клавдии и её подруг праздничным угощением была полупустая похлебка, радости это не умалило. Война закончилась, значит – начнётся новая жизнь!..

С того памятного дня прошло 76 лет. В этом году Клавдия Алексеевна отметит свой 90 день рождения. Встречая юбилей, она не ропщет на судьбу, которая преподнесла ей немало тяжких испытаний. Сильная, добрая, мудрая.

Вкус Победы

– Помню, послали в начале мая 1945 года нас, подростков, в колхоз за 18 километров от дома, чтобы обменять пуд пшеницы на горох. Весна, подтаяло. Больше идёшь, чем едешь. По дороге в одну сторону лапти сточились. Так что обратно возвращались в одних опорках (завязках) на ногах. Добрались. А тут радость такая, что обо всём на свете забыли – Победа! Усталость как рукой сняло, и даже израненные ноги перестали гудеть,– вспоминает Клавдия Алексеевна. – Нас тут же вызвали в управление: «Девчонки, приходите, будет угощение». Накормили нас похлёбкой. Такая еда была за счастье, ведь питались мы, в большей части травой, которая только стала пробиваться из-под снега. Хлеб перепадал редко, а картошку экономили, чтобы на посадку сберечь. Правда, не особо получалось: в итоге кожурки сажали. Других «витаминов» не было. Яблоки да груши в наших широтах не росли.

Клавдия Алексеевна встречала Победу в деревне Помряскино Старомайнского района Ульяновской области. Вместе с родителями переехали туда из соседнего села – Новиковки. Вскоре в семье появилось пополнение – родился мальчик. Жить бы в мире да согласии, но война всё перечеркнула.

Всё для фронта!

Лозунг «Всё для Победы!» во времена Великой Отечественной войны стал для людей, оставшихся в тылу, настоящим «руководством к действию». Чтобы помочь солдатам, сражавшимся на фронте, они трудились на заводах, фабриках, в полях. И от возраста это не зависело.

– Когда началась война, мне десятый минул. Я, как и остальные ребята, понимала, что происходит что-то страшное, хотя звуков канонады мы и не слышали. Дважды только самолёты видели. Причём один раз крылатая машина приземлилась прямо в поле за деревней. Помню, как вместе с ребятами мы бежали к этому месту под дождём, босые, по колючей стерне. Оказалось, что у лётчика в нашей деревне мама жила, и начальство разрешило ему в промежутке между боями увидеться с ней. Маму привезли машиной всего на 10 минут. Лицо у неё было счастливое, а глаза – полные слёз… Не знаю, вернулся ли её сын домой из фронта, – говорит Клавдия Алексеевна. – Кстати, в поле мы с ребятами оказались не случайно. Работали на сборе урожая. Через некоторое время нас направили на лесосплав, в 60 километрах от дома. До сих пор помню огромные брёвна, плывущие по Волге. Подправляли их багром. Он был большой и тяжёлый. Сложно удержать в руках. Но я собирала все силы. Главное, чтобы вместе с багром и тебя не затянуло в воду… Была и «ювелирная работа». В одно время нас отправили на завод, складывать пули в ящики. Маленькими пальцами хорошо получалось.

Завод этот находился в 70-и километрах от Помряскино, на другом берегу Волги. Работал там и отец Клавдии. Раз в месяц на «товарняках» он приезжал домой. Каждый такой день вся семья ждала с нетерпением. Но однажды эти встречи надолго прекратились.

– Дом наш был на окраине. Вижу папа идет. Я навстречу бегу. Обнял он меня да говорит: «Доченька, я ненадолго. Сейчас что-нибудь поем и надо махорку (табак) посадить», – вспоминает Клавдия Алексеевна. – Только мы в огород зашли, как «чёрный ворон» приехал. Папу забрали. За то, что самовольно покинул рабочее место на заводе, осудили на шесть лет. Там же, на суде, предложили: либо в лагерь, либо на передовую. Конечно же, он выбрал фронт. Папа и раньше не отлынивал, но такой возможности ему не давали, ведь и на заводе кому-то надо было работать.

Перипетии судьбы

После войны отец Клавдии вернулся домой. Работал в колхозе. Жизнь вроде бы должна была наладиться. Но… от тяжёлой болезни умерла мама. Через некоторое время папа женился во второй раз. Мачеха Клавдию невзлюбила. Постоянно обижала. Казалось, что ситуация безвыходная. Но судьба смилостивилась над девушкой – тётя, которая жила в Средней Азии, позвала Клавдию к себе. Там она и «осела». Работала. Вышла замуж. А через пару лет вернулась в Ульяновскую область, уже вместе с супругом. Вскоре у пары появились на свет двое деток. Но, увы, семейная жизнь не заладилась. Муж пил, бил. «Какими мои детки вырастут, видя всё это?», – задавалась вопросом Клавдия и решила: так жить нельзя. В 1974 году она уехала в далёкий, но, благодаря нефти, известный многим Мегион. Из багажа – парочка одежек, подушка да одеяло.

Работу на новом месте нашла быстро. Трудоустроилась в ЖКК треста «Мегионнефтепромстрой» (МНПС), сначала заведующей общежитием №28, потом – «Дружба».

– Непросто было. В общежитии много «условников» жило. Постоянно переживала: как бы что не загорелось, как бы кого не убили, – делится Клавдия Алексеевна. – Но я не сдалась. Ведь так решался и мой вопрос с жильём – на «рабочем месте» мне выделили небольшой чулан. Так что вся жизнь в общежитии была у меня под контролем.

Тяжелое детство научило Клавдию Кулыгину быть сильной, но не озлобленной. Строгая и, вместе с этим, добрая и понимающая, она умела находить общий язык с жильцами. В первые же месяцы молодая женщина заслужила их уважение. Она тем временем «обзавелась» работой на 4-х должностях: заведующей, коменданта, дежурной в детсаде и в гостинице. Старалась изо всех сил. Ведь у неё была цель: поскорее забрать к себе сына и дочку.

Обустроившись и обретя крышу над головой, Клавдия тут же привезла в Мегион своих деток. Она была счастлива

За жизнь

В «МТПС» труженик тыла Клавдия Кулыгина работала до выхода на пенсию. Всего же её трудовой стаж – более 40 лет. Есть и грамоты, и благодарности. Но Клавдия Алексеевна никогда не предавала им особого значения. Главное для неё, чтобы у близких и друзей всё хорошо складывалось.

– Судьба мне досталась не из лёгких. И я рада, что сегодняшнее поколение не знает, что такое голод и тяжёлый детский труд, – говорит Клавдия Алексеевна. – Если бы только не эта болезнь страшная. Я и сама месяц назад тяжело переболела коронавирусом. Никому не пожелаю. Хорошо, что к 9 Мая и ко своему дню рождения немного пришла в чувство.

На юбилей Клавдии Кулыгиной соберутся дети, внуки, подруги. Каждый будет говорить добрые слова пожеланий. Присоединяемся к ним и мы. Здоровья Вам, дорогая Клавдия Алексеевна!

Ирина Бойко





08.05.2021

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль