Романтика Высокого

Романтика Высокого   Все старожилы Высокого старше самого посёлка. Они приехали из разных мест, вырубали тайгу, строили жильё, дороги, предприятия и уверяют, что у них получилось сделать самый лучший посёлок, откуда не хочется никуда уезжать.

Вот и Виктор Владимирович Поляков, старожил Высокого, приехал сюда в возрасте 28 лет, когда современные улицы – Ленина, Гагарина, Льва Толстого и другие – существовали только в градостроительных планах. Он родился и вырос в области, которая в настоящее время называется Луганской Народной Республикой. До переезда на Север окончил институт в городе Алчевске, получил диплом инженера-электрика, по распределению работал в Ворошиловграде (такое название носил в советские годы Луганск). И, казалось бы, всё в его жизни складывалось удачно, но вдруг в 1982 году – переезд на Север.

Здесь в ПМК-СН (передвижной механизированной колонне специального назначения) трудился дядя, который и переманил Виктора рассказами о прекрасной сибирской природе и романтике всесоюзной стройки. И молодому человеку здесь понравилось! Хотя что в те годы могло понравиться? В районе СМП-227 был свой небольшой посёлок, состоящий из неказистых времянок строителей железной дороги. А Высокий, который создавался как базовый поселок Мегионского леспромхоза, только-только начинал строиться.

- Романтики захотелось, вот и приехал сюда, – с улыбкой вспоминает о своем решении Виктор Владимирович. - А увидав эту красивую природу, понял, что хочу здесь остаться. Всё кругом зелено, тайга, реки, озёра – это здорово! В сравнении с той жарой, с той пылью, которая у меня на родине, здесь – рай. Я не люблю жару. Помню, что даже к выпускным экзаменам готовился в подполе – в доме было жарко. А здесь мне всё подошло.

Да, в восьмидесятые годы была романтика. И никого не удивило, что молодой человек с дипломом вуза не захотел быть инженерно-техническим работником, а устроился в Мегионский леспромхоз на рабочую должность электриком. Но будучи рабочим, он смог себя проявить, и через некоторое время его избрали неосвобождённым секретарем партийной организации леспромхоза. Также Виктор Поляков стал членом Нижневартовского райкома партии, а это говорит и о его личных качествах, и о большом значении Мегионского леспромхоза. Не каждое предприятие района имело своего представителя в райкоме партии. Позднее он всё же перешёл на ИТР-овскую должность, став главным энергетиком леспромхоза.

Мегионский леспромхоз имел мощную базу: нижний склад, линии для разделки хлыстов, цех круглых брёвен, цех абролитовых конструкций, а на железной дороге - свои подъездные пути и свои краны. Обеспечивал лесом НГДУ «Мегионнефть», отправлял хлысты и кругляк на Тобольский лесопромышленный комбинат, за границу. И в посёлке МЛПХ вёл активное строительство жилья и объектов соцкультбыта. Были свои база ОРСа, столовая, магазин, теплицы и даже ферма крупного рогатого скота на 100 голов. Не все эти объекты сохранились, но Дом культуры «Сибирь» и здание поселковой администрации, построенные леспромхозом, стоят и по сей день.

- Посёлок рос на моих глазах, и я принимал в этом участие, обслуживал все электросети. И дом, в котором я живу, строился на моих глазах. Но после пришли «лихие» девяностые, и всё рухнуло.
В девяностые годы во всех сферах были большие проблемы, а в Высоком, возможно, трудностей было больше, чем в других поселениях и городах. Леспромхоз и ПМК-СН – предприятия, где работало большинство жителей посёлка, перестали существовать, предприятия, связанные с нефтяной отраслью, выстояли. Однако, чтобы не разориться, освобождались от непрофильных производств, то есть от всего, что не приносило прибыль. Потому ведомственные жилгородки УБР, СТПС, УТТ, у которых были собственные котельные, детсады, общежития, оказались брошенными.

Чтобы спасти бесхозные объекты соцкультбыта, в Высоком сначала было создано предприятие «Электрические сети», которое взяло под свой контроль все электрические подстанции и сети в жилом фонде бывшего леспромхоза и ведомственных жилгородках. Виктор Владимирович Поляков стал его директором. Затем произошло объединение в одно жилищно-коммунальное предприятие всех котельных, тепловых сетей, жилья, детских садов Высокого.

- Мэром Высокого тогда был Владимир Антонович Макар. Он был инициатором создания этого предприятия, - рассказал Виктор Владимирович. – Мы принимали бесхозный жилфонд, соцкультбыт, электричество, дороги, то есть всё, что необходимо для нормальной жизни, обеспечивали их работу. Перемены были чуть не каждый год, по полгода зарплату не платили. Но постепенно наводили порядок, сумели пережить трудные времена. С трудом, но пережили. А потом стали объединяться с предприятиями города Мегиона по специализации – поселковые электрические сети перешли в предприятие «Горэлектросети», у нас был третий сетевой район. Всё тепловое хозяйство Высокого, все котельные включены в Тепловодоканал, жилье – в Мегионское ЖЭК. И сейчас, на мой взгляд, всё неплохо работает.

Виктор Владимирович проработал на предприятии «Городские электрические сети» до 2021 года. Его большой вклад в развитие посёлка Высокого и добросовестный многолетний труд были отмечены многими благодарностями и почетными грамотами. Самыми значимыми среди наград он считает Благодарственные письма от губернаторов Югры Александра Васильевича Филиппенко и Натальи Владимировны Комаровой.
По выходу на пенсию уже можно бы и переехать куда-нибудь, но Виктор Владимирович даже представить не может себя в каком-то другом месте.

- Здесь через 50 метров – тайга: хотя бы просто так прошёлся, до речки дошёл. Люди специально в выходные на природу едут, а у меня она рядом, - убеждённо утверждает пенсионер Поляков. - И здесь, пока силы есть, можно в огороде чем-нибудь заниматься: сажать, экспериментировать. В Высоком много ветеранов, которые, как и я, никуда не хотят уезжать. Кому нравится природа, охота, рыбалка, тот отсюда не уедет. Я не охотник, не рыбак, просто люблю быть на природе. Мой зять – охотник, а сын был заядлым рыбаком, у него свои места для рыбалки были.

Хотя сын, каким бы заядлым рыбаком ни был, сейчас живёт в Москве. Игорь Викторович Поляков окончил Самарский аэрокосмический университет, работал в Нижневартовске, получил приглашение в Москву. Как объяснил Виктор Владимирович: «За молодых работа выбирает, где жить». И он печалится, что сын, внучки сейчас далеко, и одновременно радуется за них, ведь в Москве для молодых людей больше выбора, есть возможность карьерного роста. Наблюдая за развитием посёлка, Виктор Владимирович радуется тому, каким уютным, благоустроенным стал Высокий, и печалится о том, что так и не удалось восстановить леспромхоз. Переживает за родных, за знакомых, которые живут в Луганской Республике, и радуется, что она вошла в состав России.


Елена Храпова
20.05.2023

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль