Страницы старого альбома

Страницы старого альбома История одной фотографии

На этом фото, сделанном в 1956 году, семья Белогириных: Анастасия Кузьминична и Валентин Андреевич с дочерью Ларисой. Именно Лариса Валентиновна Желнина предоставила старый снимок из семейного альбома в редакцию нашей газеты. Пояснила: «6 февраля моей маме исполнилось бы 100 лет. Её знали и уважали многие горожане. Её жизнь – пример преданности своей семье и Родине». Рассказ об Анастасии Кузьминичне – история об истинных человеческих ценностях, которые надо сохранять в любой ситуации.

Дорогами войны

Анастасия Кузьминична была родом из Новосибирской области. В 1941 году ей исполнилось восемнадцать лет. Великая Отечественная война разделила её жизнь на «до» и «после». Все мужчины из села Нижний Чулым ушли на фронт. Оставшиеся женщины, старики и дети работали не покладая рук. Летом – в поле, зимой – на дальних складах зерно провеивали. Труд тяжёлый, но такой необходимый для победы…

В январе 1942-го мобилизовали отца Анастасии. А в июле 1943-го и ей самой повестку из военкомата прислали. Она стала одной из пяти сотен девушек, мобилизованных тогда в Новосибирской области.

В конце июля эшелон с новобранцами прибыл в Сызрань. Там формировался 527-й зенитно-артиллерийский полк. Правда, будущие бойцы выглядели совсем не по-военному – юные девчонки в летних платьицах… Разместили их в недостроенных корпусах завода, обмундирования не дали. Зато выделили лопаты, пилы, топоры для строительства землянок. В них потом девушки жили почти четыре месяца. Позже Анастасия Белогирина вспоминала: «Темно, сыро. Земляные нары. Надеть нечего. Бывало построимся, идем колонной, люди смотрят, а мы плачем. Стыдно же. Грязные, в лохмотьях. На улице зима, а у нас на ногах парусиновые туфли на деревянной подошве…»

Лишь в конце декабря 1943 года, получив оружие и вещевое довольствие, полк отправился на 4-й Украинский фронт. Сначала Анастасия Кузьминична служила поваром. Казалось бы, чего проще – вари да корми. Но это при мирной жизни. А на фронте надо было и придумать, из чего еду приготовить, и передвижную полевую кухню собственными силами перетаскивать… В 1944-м девушку перевели связистом. Она сообщала об обстановке на передовой, передавала приказы командования, обеспечивала связь штаба и зенитных батарей. Радиотелеграфистка третьего дивизиона 527-го зенитно-артиллерийского полка каждый день совершала подвиг, раз за разом исправляя поврежденную линию под градом пуль и снарядных осколков. «И тяжело было, и страшно, – рассказывала потом ветеран Великой Отечественной войны Анастасия Белогирина. – Но, приняв военную присягу, я оставалась ей верна».

Направление – Север

Война для Анастасии Кузьминичны закончилась на границе Молдавии и Румынской Бессарабии в июне 1945-го. Вернувшись домой, двадцатидвухлетняя девушка сначала работала техническим секретарём в райкоме, потом заведующей районной библиотекой в Барабинске. В этом городе и познакомилась с будущим мужем Валентином Белогириным, приехавшим по комсомольской путевке. В 1949 влюблённые поженились. Глава семьи был бурильщиком. Так что совсем неудивительно, что он решил участвовать в разведке запасов нефти на Севере. Туда молодая пара и отправилась вместе с сыном и дочкой.

«В начале 60-х мы жили в экспедиции на Солкинской площади, под Нефтеюганском. Столовых не было. Поэтому Фарман Салманов и Юрий Эрвье (тогда первый из них был начальником Сургутской нефтеразведочной экспедиции, второй – управляющим «Тюменьнефтегеологии») к нам не раз на обед заходили. Разговаривали с папой о работе да мамины пироги с нельмой и муксуном нахваливали, – делится дочь Белогириных, Лариса Желнина.  –  Родители славились своим гостеприимством. А для меня, семилетней девчонки, каждый приход этих «дядей» оказывался настоящим праздником. Они же конфеты приносили! О подобных сладостях можно было только мечтать».

В сентябре 1964 года семья Белогириных обосновалась в Мегионе. Валентин Андреевич работал в Мегионской нефтеразведочной экспедиции. Анастасия Кузьминична занималась хозяйством. Её многие знали. Кто за советом обращался, кто за поддержкой. Старожилы до сих пор эту мудрую женщину добрым словом вспоминают. Особенно те, у кого в 60-70-е маленькие детки родились. Дело в том, что в Мегионе (тогда небольшом посёлке) молочной кухни не было. Жившие в частном доме (в районе нынешней Аллеи Славы) Белогирины держали корову. И Анастасия Кузьминична всегда откликалась на просьбы мам, обращавшихся за молоком. Многих малышей помогла выкормить.

Мы помним, мы гордимся

Не озлобили Анастасию Белогирину ни тяжелый довоенный труд, ни война, ни необустроенный быт сибирских экспедиций. Трудностей в жизни ей досталось столько, что на десятерых бы хватило. Но никогда эта сильная женщина на судьбу не роптала. Спокойная, скромная, добрая – именно такой запомнили её все знакомые. Да и не только они. Последние 15 лет своей трудовой деятельности Анастасия Кузьминична работала кассиром в бане. Вроде бы и не скажешь, что на такой простой должности могут проявиться личностные качества… Ан нет. Кассир всегда пожилых людей без очереди пропускала.

Она с уважением относилась к людям. Учила этому своих детей и внуков.

«Главные ценности, которые мама нам прививала, подчиняются единому понятию – порядочность. Правила простые и понятные: когда кому-то нужна помощь – не проходи мимо; никогда не лги; а если не знаешь, как поступить в сложной ситуации – делай по совести, – говорит дочь Лариса. –  Мои сыновья, Артём и Максим, очень часто жили у мамы. Теперь они уже взрослые. Старший – предприниматель, младший – доктор. У каждого своя семья, дети. При этом жизненные правила, которым их учили в детстве, до сих пор соблюдают».

В 2000 году ветерана Великой Отечественной войны Анастасии Кузьминичны Белогириной не стало. Но люди, знавшие эту удивительную женщину, её не забывают. Недавно правнучка Анастасия Кулябина рассказала о своей прабабушке в одной из социальных сетей. «Я помню, я горжусь». - написала девушка. И это очень многое значит. Ведь человек жив, пока о нем помнят.

Ирина БОЙКО
10.02.2023

 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль