«Мегион в моём сердце и творчестве…»

 «Мегион в моём сердце и творчестве…»

Сегодня, когда наш город отмечает свой 41-й день рождения, в Тюмени проходит выставка нашей землячки, хорошо известной всем мегионцам художницы Альфеи Мухаметовой.

Выставка под названием «Северная архаика», размещённая на тысяче квадратных метрах площади музейного комплекса имени И.Я. Словцова, включает в себя пятьсот творческих работ художницы, которая, как известно, знаменита своим неординарным подходом   к созданию экспонатов. Её рукам подвластны камень, дерево, глина и даже нефть. Совсем недавно побывавшая в Мегионе губернатор Югры Наталья Комарова восхищалась работами Альфеи Мухаметовой, которые сегодня являются гордостью мегионского Экоцентра и включены в постоянную экспозицию «Земля Чёрного соболя»: это портреты известных мегионских первопроходцев, написанные нефтью.  Когда мы говорим, «Мегион – город первых», то, безусловно, имеем в виду, что в числе этих первых и Альфея Мухаметова – член Союза художников России, член Международной Ассоциации АИАП ЮНЕСКО, заслуженный работник культуры РФ.  Первая в Югре она основала в Мегионе Детскую художественную школу с этнографическим уклоном, ставшую сегодня одной из лучших в России.   

Мы по праву можем гордиться тем, что выставка в Тюмени – своеобразный итог многолетней деятельности художницы –  берёт своё начало на мегионской земле, где прошли детство и юность Альфеи Мухаметовой, где были посеяны первые зёрна её творчества, которое сегодня поражает многообразием форм и техник, буйством фантазии и потрясающей красотой созданных художницей работ. «Мегион, по-прежнему, в моём сердце и творчестве», - признаётся Альфея Фахриттиновна.

Художница совмещает творческую   и педагогическою деятельность. Ученики Альфеи Фахриттиновны обучаются на художественно-графических факультетах Нижневартовска, Тюмени, Тобольска и Екатеринбурга.

Что вдохновило художницу заняться педагогикой, какие качества должен совмещать в себе педагог и художник, зачем школам искусств нужен художественный совет? И как наладить контакт с учениками?  Эти вопросы заинтересовали начинающего журналиста из Тюмени, студента факультета журналистики ТюмГУ Михаила Кучёмко, который и задал их Альфее Мухаметовой.

– Альфея Фахриттиновна, почему вы решили заняться педагогической деятельностью?   

   – Мой отец работал на нефтяных и газовых месторождениях, и мы постоянно переезжали с одного места на другое, в зависимости от того, куда перебрасывали бригаду отца. Когда мне было семь лет, мы переехали   в посёлок Шеркалы, Октябрьскиого района. Жили мы в землянке, которую вырыли родители. И как-то раз к нам в гости пришёл художник, глянул на меня, сказал: «Посиди-ка, девочка».   И начал меня рисовать.  В этот момент, позируя ему, я вдруг представила себя на его месте, словно это не он, а я кого-то рисую.  В детстве мне так хотелось, чтобы кто-то научил меня рисовать!  Мечтала, что когда-нибудь окончу институт и создам художественную школу.

- На момент поступления в вуз у вас был наставник?

– Нет, учителя не было. В Нижнетагильский педагогический институт на художественный факультет я поступала дважды. В первый год не прошла по конкурсу, не набрала баллов.  Помню, тогда я нарисовала гипсовую голову, и даже мне самой рисунок показался никаким.

- Какими качествами должен обладать педагог-художник?

– Преподаватель должен разбираться в искусстве, которому он учит, и самое главное –  должен уметь показывать технику творчества на своих уроках. Всегда считала, что основной показатель в обучении художников – только личный пример. Нужно рисовать вместе с детьми. Такой способ помогает быстро наладить контакт с учеником.

– В каком формате необходимо проводить занятия?

– Каждый раз задаю себе вопрос: что ты умеешь как художник, как педагог? Это и заставляет меня искать новые формы и в творчестве, и в педагогике. Считаю, что занятия с детьми должны быть неординарными.   В Мегионе, выезжая на стойбища, мы зарисовывали поля, проводили уроки этнографии и декоративно-прикладного искусства народов Севера, ваяли скульптуры, погружались в мир живописи, проводили олимпиады по направлениям живописи, рисунка, композиции. Эти детские рисунки впоследствии стали основой созданного в Детской художественной школе музея «Северные звездочки».

  – В преподавательской практике учителя используют методы поощрения и наказания. Такие способы мотивации характерны для вашей педагогической деятельности?

  – Никогда за всю свою большую педагогическую практику я не позволяла кричать на детей, тем более применять разного рода наказания. Дети – это святое.  Детей нужно любить. Учи, получай от них положительную энергию. Если у ребёнка что-то не получается, попробуй сначала разобраться в себе, поменять методику обучения. Я находила контакт даже со «сложными» детьми и уверена, что если ребёнок недополучил любовь, задача педагога дать ему то, чего он желает.

– Как, на Ваш взгляд, можно улучшить работу детских художественных школ?

– Нужно проводить больше персональных выставок педагогов.  Создать художественный совет, оценивающий работы преподавателей -участников персональных выставок.  Когда я была директором ДХШ, мы организовывали такие конкурсы. Победившие учителя получали в конце года премиальные надбавки. Обязательно необходимо   делать детские выставки. Сначала локальные, на уровне школы, затем уже выходить на город.

  – Ваша деятельность требует много сил и энергии. Бывали ли у вас эмоциональные выгорания?  И как восстановиться после душевного истощения?

 – После открытия выставки «Северная архаика» я две недели не могла восстановиться энергетически. Ежедневная подготовка шла в напряженном ритме.  На торжественной церемонии напротив меня стояла моя внучка, но я её даже не видела.

Сейчас потихоньку восстанавливаюсь, копошусь в огороде. Чтобы возвратиться в привычный ритм работы, необходимо немного отоспаться, другим делом заняться. В преодолении   эмоционального   выгорания помогают симпозиумы. В 2005 году я представляла Россию на симпозиуме художников в Венгрии. Дважды ездила на   симпозиумы по керамике - на Алтай и в Елабугу.  За это время у меня появилось много друзей в России и за её пределами. Остались даже совместно выполненные работы.

   – На чём вам бы хотелось сконцентрироваться в ближайшем будущем?

  – Думаю, надо потихоньку собирать и систематизировать свой накопленный опыт: хочется оставить хороший след для детей, учеников. Может быть, получится заняться издательством   каталогов для будущих поколений художников. 

  



  

23.07.2021

445 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль