От весны до весны

От весны до весны

Сегодня, 25 марта, Фаина Максимовна Клепикова отмечает свой 85-летний юбилей. А в мае 2022 года исполнится пятьдесят лет, как она живет в Мегионе.

Весной 1972 года она с мужем и тремя детьми приехала в Мегион из Алапаевска.

- Помню, до поселка мы добирались пешком, шли через лес, и я не переставала восхищаться красотой тайги. На Урале тоже есть лес, но не такой величественный, как здесь, - вспоминает Фаина Максимовна.

Мегион рос и преображался на её глазах и спустя годы стал родным городом: здесь живут её дети и внуки, здесь она пережила и самые радостные и самые горестные события своей жизни. Много всего было, но то ли память человеческая так устроена, то ли характер у Фаины Максимовны такой, только она говорит, что ничего плохого не может сказать о своей жизни. Да, трудное было детство, но в то время все терпели и голод, и холод, но главное, что люди её окружали добрые.    

Дитя войны

 Фаина Максимовна Клепикова – одна из тех, чье детство пришлось на военные и послевоенные годы. Сегодня мы называем это поколение «дети войны». Она родилась 25 марта 1937 года в городе Свердловске. Когда началась война, ей было четыре года, а младшему братишке – шесть месяцев. Летом 1942 года её отец, Максим Викторович Тимофеев, ушел на фронт. Последнее письмо получили от него в 1943 году, а после – ни весточки, ни «похоронки»…  

У Фаины Максимовны об отце остались смутные воспоминания. Детская память сохранила только какие-то неясные обрывки о том, что это был добрый, веселый человек, который очень любил свою семью – но и это она уже знает больше со слов мамы.

- Мама всегда говорила, что я вся в отца - такая же хохотушка, - говорит Фаина Максимовна, у которой действительно легкий и незлобивый характер. Общительный и открытый человек, она без труда сходится с окружающими, и люди к ней тянутся.

Фаина Максимовна помнит, как трудно было маме, Любови Степановне, выживать одной с двумя детьми, и семья переехала из Свердловска в Алапаевск, где жили родители матери. Любовь Степановна устроилась на оборонный завод по выпуску танков, а детей отдала в ясли-сад, который находился далеко за городом. Большинство детских садов во время войны стало интернатными, поскольку дети находились там днем и ночью. Фая с братишкой тоже часто оставались ночевать в саду, особенно, если у мамы были ночные смены.

- Помню, как воспитатели высаживали нас в кружок, раздавали каждому по маленькой картофелине «в мундире», и мы эту картошку очищали от кожуры – помогали готовить себе обед, - рассказывает Фаина Максимовна. – И, несмотря на голод, никто из ребятишек даже не пытался съесть картофелину: все понимали, что это – для всех. А ведь для нас тогда даже мерзлая картошка была лакомством. Тогда ведь и суп из крапивы варили, и лебеду ели…

Фаина Максимовна не помнит воспитателей, но это были люди, которые не совершали подвигов, а просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Они выполняли задачу, не менее важную, чем те, кто ковал Победу на передовой и в тылу, на оборонных заводах. Их задача заключалась в том, чтобы уберечь детей от голода и холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души… И это был их вклад в Победу, которую так ждали все – от мала до велика.

Весна Победы

И она пришла – эта долгожданная весна Победы. И Фаина, которой к тому времени исполнилось восемь лет, хорошо запомнила 9 Мая 1945 года. В тот день жители города вышли на главную площадь, радовались, обнимались и… плакали.

- Когда по репродуктору мы услышали о Победе, с людьми началось твориться что-то невероятное. Мама прижала нас с братом к себе, заплакала, а мне почему-то стало очень страшно: мы были слишком малы, чтобы в полной мере понять, что произошло, но те ощущения я запомнила на всю жизнь, - рассказывая об этом, Фаина Максимовна не может удержать слёз.

В тот же день всей толпою, как на демонстрацию, люди отправились на железнодорожный вокзал встречать проходящий через Алапаевск пассажирский поезд.  Поезда проходили здесь дважды в неделю, и всякий раз вместе с другими людьми семья Тимофеевых отправлялась туда в надежде, что в одном из эшелонов окажется отец. Кому-то везло: они встречали вернувшихся с фронта отцов, сыновей, братьев, сестёр. Но многие семьи, как и Тимофеевы, не дождались своих родных. Только много лет спустя, в 1954 году, семья Тимофеевых получит официальное извещение о том, что Максим Викторович, их муж и отец, пропал без вести. И совсем уж недавно, в прошлом году, Фаине Максимовне помогли узнать, что отец воевал связистом в составе 918-го артполка 356-й стрелковой дивизии Центрального фронта. В августе 1944 года за форсирование Днепра он был награжден медалью «За боевые заслуги», а 11 ноября 1944 года пропал без вести.  Но до сих пор неизвестно, как и когда он погиб…

Школьные годы

…Время шло. И жизнь стала понемногу налаживаться. Объективные причины – уход на фронт учителей, эвакуация населения, передача школ под госпитали и ряд других – во время войны помешали развертыванию в стране всеобщего семилетнего образования, которое было начато еще в 30-е годы. Теперь все возвращалось «на круги своя». Дети снова стали ходить в школу. Фаине было девять лет, когда она стала ученицей начальных классов. Она хорошо запомнила своего первого учителя, фронтовика-разведчика, инвалида.

- Звали его Константин Михайлович. Он был молодой, лет тридцати пяти, но с фронта вернулся без ноги, - рассказывает Фаина Максимовна. - С первого по четвертый класс он вел у нас все уроки: учителей не хватало. Константин Михайлович был прекрасным педагогом: очень интересно рассказывал и много говорил с нами о войне, о боях, в которых ему пришлось участвовать. Мы очень его любили и уважали!  

Одно из воспоминаний детства, которое осталось в памяти Фаины Максимовны, - это пленные немцы и румыны, которые работали на металлургическом заводе Алапаевска   после войны вплоть до 1947 года.  

- Первое время мы их так ненавидели, что когда пленных под конвоем проводили на завод (а их лагерь находился напротив школы), мы, дети, бросали в них камни. Но наши родители нам строго-настрого запрещали это делать, - рассказывает Фаина Максимовна. - А потом все привыкли и стали по-своему жалеть их, даже обменивали у них на хлеб и картошку незамысловатую обувь - босоножки на деревянной колодке с кирзовым верхом, которую те мастерили.

После семилетки Фаина устроилась работать в мебельный цех деревоперерабатывающего комбината. В 1957 году она вышла замуж за Евгения Шилова.  В этом браке родилось трое детей – сыновья Геннадий и Сергей и дочь Наталья.

От печали до радости

В мае 1972 года по приглашению подруги Фаины в поисках лучшей жизни семья Шиловых приехала в Мегион. Муж работал стропальщиком в МУ-18, Фаина Максимовна - в речном порту приёмосдатчиком на контейнерной площадке, затем – диспетчером. Дети учились в школе. Семья жила в трехкомнатной квартире в одном из деревянных жилых домов. В 1977 году у старшего сына, Геннадия, который проходил службу в армии, родилась дочь. Фаина Максимовна была счастлива безмерно! Сын, которому сообщили о рождении дочери, сказал, что все ребята из его воинского подразделения решили назвать девочку Еленой. А еще через два года, перед демобилизацией, он неожиданно сообщил матери, что уходит добровольцем в Афганистан. И, наверное, он пополнил бы ряды воинов-интернационалистов, если бы в апреле 1979 года в семье не случилась трагедия. В доме, где жили Шиловы, ночью 12 апреля произошел пожар, и муж Фаины Максимовны, спасая семью, погиб. Шок от пережитого был настолько сильным, что женщина, которая в одночасье лишилась мужа, крова и всего имущества, потеряла память. Она никого не узнавала. Сын приехал на похороны отца и остался, чтобы поддержать мать.

Фаину Максимовну с дочерью (младший сын Сергей в это время тоже служил в армии) приютила у себя ее подруга, а руководство Речпорта выделило женщине путевку в санаторий Сочи.

- Не помню имени-отчества врача, который лечил меня гипнозом, но я ему очень благодарна: он буквально вернул меня к жизни, восстановив память, - говорит Фаина Максимовна.

Три года она переживала свое горе, пока не встретила Владимира Ипатовича Клепикова. Он тоже был вдовцом, у него был взрослый сын от первого брака.

- И нас просто притянуло друг к другу, - говорит Фаина Максимовна. – Я рассказала ему про свою жизнь, он мне всё о себе… Как-то сразу родными друг другу стали. В марте 1982 года мы стали жить вместе. Его сын меня хорошо принял, и мои дети тоже. Теперь у нас все дети - наши, и внуки - общие и любимые. Внучка Лизонька родилась в день моего 60-летнего юбилея – такой вот подарок мне преподнесла. Теперь мы с ней юбилеи в один день отмечаем: мне 85, ей – 25… В этом году сорок лет исполнилось нашей семейной жизни, а чувство такое, словно мы вчера встретились. У меня счастливая жизнь.


 Мы с мужем всю страну объездили, - очень любим путешествовать. И на Дальнем Востоке побывали, и в Дагестане, и в Абхазии, и в Хабаровске, все Черноморское побережье объездили – от Анапы до Сочи. Про Крым уж и не говорю: в Севастополе семья сына живет, так что туда обязательно наведываемся… Правда, последние годы из-за ковида мы никуда не выезжали, да и сами переболели. Но очень надеемся, что вскоре все наладится, и нам удастся побывать на Алтае – очень уж там, говорят, природа красивая. Главное сейчас, чтобы войны не было…

Свой юбилей Фаина Максимовна хочет отметить по-домашнему, чтобы за праздничным столом собрались только самые близкие и родные люди. Так и будет! А мы поздравляем Фаину Максимовну с юбилеем и желаем этой замечательной женщине исполнения всех желаний, тепла и любви близких и, конечно, мирного неба и крепкого здоровья на долгие годы!

       

Нина Купальцева

 



25.03.2022

343 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль