В канун юбилея

В канун юбилея

Прошло уже больше двадцати лет, как Марина Дмитриевна Куликова находится на заслуженном отдыхе, но сослуживцы её не забывают. В канун её 85-летнего юбилея, который Марина Дмитриевна отмечает 1 апреля, они адресуют ей самые теплые слова и душевные пожелания.

Марина Дмитриевна - это человек-легенда. Без преувеличения её можно назвать первопроходцем, поскольку в Мегионе она была первым и единственным помощником эпидемиолога в созданном в 1965 году санитарном отделе, состоявшем из двух человек. По сути, с этого отдела начинается история Мегионской санэпидемстанции, а Марина Дмитриевна – творец этой истории.

…Работы Марина Дмитриевна не боялась никогда. Она была деревенской девчонкой - выросла в селе Пышкино-Троицкое Томской области и работала с самого детства, сколько себя помнит. И не только потому, что все деревенские дети приучены к труду с малолетства. Просто тогда была война, и все, кто находился в тылу, работали на Победу…

Весной 1941 года Марине Куликовой исполнилось четыре года, а летом началась война. Её отец, Дмитрий Федорович Куликов, ушел на фронт, и больше дочь его не видела. Лет с шести она уже наравне со взрослыми принимала участие в сельхозработах: летом детвора собирала дикоросы (ягоды отправляли на фронт), осенью вместе со взрослыми ребятишки убирали пшеницу, дёргали лен, копали картошку… да мало ли работы в деревне! Рук не хватало. По словам Марины Дмитриевны, её воспоминания о детстве сводятся к тому, что все «работали, работали и работали».  И, тем не менее, дети есть дети, и даже в самые трудные годы они находили время для игр.

– Кукол не было, мы шили их сами из тряпочек, - рассказывает Марина Дмитриевна. – Но чаще всего играли в «войнушку». Я в этих играх всегда была врачом: перевязывала «раненых», лечила их… Так что выбирать, кем быть, когда я вырасту, мне не пришлось. Хотела быть только медработником.

В возрасте десяти лет Марина осталась без матери, её воспитывала бабушка. По окончании семилетки девушка отправилась в Томск, где поступила в медучилище. Чтобы не потерять связь с родственниками, Марина решила оставить отцовскую фамилию и не менять её после замужества. И благодаря этому через много лет её отыскала двоюродная сестра…

…По окончании медучилища она получила специальность фельдшера. Как одной из лучших выпускниц, ей дали направление в военный госпиталь, где Марина проработала девять лет. Параллельно ей приходилось «доучиваться» - оканчивать десятилетку в вечерней школе.

В 1966 году ей присвоили звание младшего лейтенанта медицинской службы, и, кто знает, может быть со временем стала бы она военным врачом и дослужилась бы до других звезд на погонах, да только ворвался в её жизнь ветер романтики и перемен, ветер странствий, который, как известно, «крутит глобус и манит нас своим крылом».

Марину и её мужа Валентина поманила Западная Сибирь, ради которой они распрощались с тихой и спокойной жизнью в военном городке под Томском, оставили там квартиру, и с двухлетним сыном Юрой отправились осваивать нефтяные богатства Среднего Приобья.  

Марина Дмитриевна приехала на Север вслед за мужем в октябре 1966 года. Сначала они жили в Карьёгане, в тайге между Сургутом и Нефтеюганском, где размещалась Сургутская экспедиция Ханты-Мансийского геофизического треста, в которой работал Валентин Александрович. Он был мастером по взрывным работам, а Марина трудилась по своей специальности – работала фельдшером.

Когда летом 1968 года экспедицию перебазировали в Мегион, Марина Куликова устроилась медсестрой в поселковую больницу.

- В то время на приеме пациентов сидели фельдшеры, а медсестер практически не было, - рассказывает Марина Дмитриевна. – Поэтому я согласилась быть участковой медсестрой. А спустя некоторое время главврач Наталья Яковлевна Цыбизова предложила мне стать помощником эпидемиолога, и я согласилась. Я уже имела представление об этой профессии, поскольку основы эпидемиологии нам преподавали в училище, но чтобы приступить к работе, мне пришлось две недели стажироваться в Нижневартовске, а затем два месяца проходить специализацию в Тюмени.

Во время этой учебы её неизменным спутником стал маленький сын, которого не с кем было оставить дома, так как муж работал по вахтам и постоянно был «в поле». В Тюмени, узнав, что она приехала на курсы с ребенком, тут же устроили Юру в круглосуточный детский сад, откуда Марина Дмитриевна забирала его на выходные.

Вернувшись в Мегион после повышения квалификации, она приступила к работе в санотделе.

…Наверное, трудно найти менее романтичную работу, чем обязанности, которые должен выполнять помощник эпидемиолога, по сути, осуществляющий контроль над проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий. А в Мегионе 60-70-х годов, где практически не было централизованной канализации, и отходы человеческой жизнедеятельности сбрасывались сточными водами в Мегу, из которой потом вода использовалась для питья и хозяйственных нужд, риск инфекционных заболеваний был весьма велик! Кишечные инфекции, скарлатина, гепатит, дифтерия, даже брюшной тиф – такова «палитра» заболеваний, с которыми приходилось бороться мегионским медикам. Задача эпидемиологов заключалась в том, чтобы не допустить вспышки инфекции, а для этого, если выявлялся инфекционный больной, приходилось идти к нему домой, брать смывы, анализы, проводить профилактические беседы, ну и, конечно, дезинфекцию (её проводил дезинфектор)… А если очаг инфекции обнаруживали в детском саду, столовой или общежитии – количество работы, которой у Куликовой и так было предостаточно, увеличивалось кратно. И, тем не менее, этой трудной и даже опасной работе Марина Дмитриевна отдала 34 года своей жизни.

- Наверное, я не смогу ответить на вопрос, за что я любила свою работу, - говорит она. – Скорее всего, мною руководили чувство ответственности перед населением города и желание спасти людей от беды. Только однажды за все время моей работы в Мегионе произошла эпидемия дизентерии. Это случилось из-за того, что сточные воды попали в водопровод… Это было, по-моему, в 70-х, уже не помню. Но – один-единственный раз!

Ощущение того, что она стоит на страже здоровья всего города, наполняли смыслом её жизнь и вызывали гордость за свой труд. За трудовой подвиг (а иначе это не назовешь!) в сентябре 1986 года Марина Куликова была награждена орденом «Знак Почета», который вручают в том числе как за производственные успехи и достижения, так и «за смелые и находчивые действия, совершенные при спасении жизни людей, охране общественного порядка, в борьбе со стихийными бедствиями и другие проявления гражданской доблести».

Это не единственная, но самая высокая среди её наград, которых за 44 года работы (таков общий трудовой стаж Куликовой) было немало. Среди них – юбилейная медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», знаки «Ударник коммунистического труда», «Победитель социалистического соревнования», Благодарность Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ…

Сегодня Марина Дмитриевна Куликова с большой теплотой вспоминает тех, с кем работала в Мегионской горсанэпидемстанции до выхода на пенсию, и кто по сей день живет в Мегионе.

- Таких людей немного, человек пять осталось, - говорит она. – Но это все близкие мне люди.

Живёт и работает в Мегионе и её сын Юрий, который окончил экономический институт и открыл в городе своё дело. Двое внуков, Анастасия и Ярослав, тоже получили высшее образование. Свой 85-й юбилей Марине Дмитриевне хотелось бы отметить где-нибудь в кафе, в праздничной обстановке, вместе со своими родными и коллегами по работе, которых она обязательно пригласит на юбилей. Правда, сегодня Марина Дмитриевна немного приболела и очень переживает, что болезнь застала её накануне такого события, но надеется выздороветь к своему празднику. Мы уверены, что у неё всё будет хорошо и желаем ей, человеку, всю жизнь стоявшему на страже здоровья мегионцев, скорейшего выздоровления и крепкого здоровья на долгие годы!  

Нина Купальцева



01.04.2022

378 просмотров 

Возврат к списку


Пожалуйста, авторизуйтесь


Логин
Пароль